lianina_minsk (lianina_minsk) wrote,
lianina_minsk
lianina_minsk

Category:

Исследование 2. Браное ткачество

Боле не хочу называться дилетантом ибо я исследователь переплетения нитей...

Хочу выполнить в технике браного ткачества узор (см. рис.1). Взяла его из книги  «Беларускія народныя паясы. Тэхнікі вырабу. Арнамент” Манахіня Васа (Селівончык), Мінск, “Беларуская навука”, 2014(с. 203 №11). Схему  слегка видоизменила по ходу работы (в 6-м ряду в центре ромба добавила белую клеточку,чтобы уменьшить длину узорной нити на этом участке – объяснение в конце).

Рис. 1 Схема11_Ткач_МонВассы-РѕРїСЂРѕР± (700x271, 184Kb)


[Spoiler (click to open)]

На рисунке 1 пронумерованы ряды, как они будут идти при выполнении их на станке: сначала 1-й узора - ему соответствует схема набора ниток – ряд 1 под узором (черный цвет шрифта);

Затем соответственно ряды 2 – соответствует ряду 2 схемы красный цвет шрифта и т.д.

Как видно на схеме, до 6 ряда для получения узора необходимо набрать разное число нитей исходя из того, что на 1 клеточку узора у меня должно пойти 2 долевые нити + по 2 ряда прохода узорной нитью.

Нитку для браного узора беру в 2 раза толще основной и уточной. Т.е. если те у меня шли по 2 нитки в сложении, то эта уточная узорная  пойдет в 4 сложения.

Итак  у меня теперь будет 2 челнока:

1-й с основной уточной нитью, которой проходили все полотно – у меня это синяя нить в 2 сложения (тех, кто на фото будет считать ниточки, прошу учесть этот момент) и

2-й – с узорной нитью (голубая) в 4 сложения .

Перед выполнением узора нужно запомнить в каком положении бердо я закончила  последний ряд полотна. У меня это была верхняя позиция бердо (№2). Это необходимо для того, чтобы после прохода узорной нити закрыть проход обратным проходом основной уточной (синей)  нити и пойти она должна в нижнем положении бердо №1

Ставлю бердо в нулевую (среднюю) позицию (напомню: все ниточки на одном уровне) и начинаю набирать на бральницу первый ряд, (см схему Рис.1):

Опять 4 краевые в счет не входят – оставляю их просто для кромки и набираю 1 через 1 – 1 на бральницу (сокращение: н.б.), 1 под бральницу (п.б.) , 1 н.б. и 1 п.б.

Нити, которые будут соответствовать  черным клеточкам  должны проходить под бральницу, а  соответствующие белым клеточкам – на бральницу. На фото 2 уже один ряд набран подобным образом, так что тут показан повтор (1-е фото пришлось забраковать).

Начинаю набирать узор по рис. 1:

1)  выполняю первый ряд (черный цвет шрифта под схемой на рис. 2):

4 долевые нити п.б., 6 н.б., 6 п.б., 6 н.б., 4 п.б., 2 н.б.  и так далее до конца ряда 1.

Рис. 2 DSCN1166 (700x525, 511Kb)

2) Бральницу ставлю на торец, челнок с узорной нитью  пропускаю в раскрывшийся зев.

Но бральницу я еще не удаляю – теперь нужно  будет сделать обратный ход  первым челноком с синей нитью, а для этого  закрыть набранный ряд, но он мне будет нужен  еще раз для второго прохода узорной голубой нитью. Кроме того, этой же схеме набора будет соответствовать 11-й ряд узора (рис. 1) и его тоже придется набирать. Значит набранные по схеме нити нужно сохранить. Раньше я это делала  легко - в поднятый зев за бердо можно было бы ввести палочку и отвести ее  дальше к навою, чтобы не мешала. Но в этом шарфике я взялась за выполнение узора в конце работы,  когда у меня уже видны привязанные к заднему навою нитки. Места на палочки нет.

Вышла из положения при помощи ниток. В поднятый бральницей зев пропустила плотную в 2 сложения нитку Ириса с большим запасом, распределила ее вверх-вниз, чтобы не мешала подниматься нитям, как показано на рис.3. Нитку связала чтобы не вытянулась ненароком и отодвинула ближе к бердо.

Рис. 3. DSCN1171 (700x525, 479Kb)

3) Выполнила проход основной уточной (синей) нитью в положении бердо №1 (напоминаю: т.к. работу над полотном перед выполнением узора  я закончила в поз. бердо № 2).

4) Выполню второй проход узорной нитью в обратном направлении. На фото ( Рис 4)  видна палочка, которую я втянула в свободные петли ниток, чтобы их поднять, но дальнейшая работа показала, что потом она только мешает.

5) выполнила проход основной синей нитью в позиции бердо №2.

6) Набрав на бральницу 2 ряд по схеме на рис. 1 (красный шрифт) аналогично повторяю п.п.1-5 (рис. 4)



Рис. 4 DSCN1176 (700x525, 500Kb)

И далее до строки 6.

К 6-му ряду накопившиеся у бердо ниточки-хранительницы набора уже мешают открывать зев – лишь детально обозначают, где  какая ниточка.  Рис. 5. Почти постоянно помогала  бральнице пальчиками расширять зев.  То ли дело за бердо – там отодвинув их к навою ничем не мешаешь работе.

Рис. 5 DSCN1198 (700x525, 491Kb)

Поняла, что как выход этот вариант годится только когда необходимо пройти небольшое число рядов. Во всяком случае 6, явно, допустимый предел.

Начиная с 7 ряда количество этих ниточек стало приятно уменьшаться, а узор становиться более похожим на выбранный.

Рис. 6. DSCN1204 (700x525, 528Kb)

И вот конец работы. Рис. 7. Осталось сделать еще одну узорную полоску из белых нитей, соткать 3 см


Рис. 7. DSCN1204 (700x525, 528Kb)

Заметки:

1) Похоже, что для  такой свободной заправки нитей выбранный шаг (на 1 клеточку 2 нити  и 2 прохода узорной нити) достаточно велик – там, где в узоре было 3 клеточки 6 нитей) уже получился длинный выход узорной нити, а там, где их было 5 и вовсе удобная цеплялка – потенциальный источник для затяжек. Нужно или уменьшить шаг (1 клетка - 1 нить, но 2 прохода)  или выбрать узор, в котором не больше 3 клеточек в ширину (в идеале 2).

2) Чтобы ширина  сотканного полотна не уменьшалась  для растяжки, пока нет шпарутки, использовала крокодилы для штор связанные  резинкой и пропущенные под станиной (рис. 8-9).

Рис. 8 DSCN1188 (700x525, 433Kb)


Рис. 9 DSCN1180 (700x525, 410Kb)

3) На рис .8 т.же показано, как я выкручивалась, чтобы не перематывать уже намотанную на челнок нить ( для узорной она должна была быть в 2 раза толще, т.е. в 4 столки) – выполнив один  проход  обводила узорную нить вокруг последней и направляла челнок назад в раскрытый зев для еще одного прохода.

4) После прохода узорной нитью необходимо выполнять проход уточной и при этом хорошо бы для получения ровного края перевивать их, как показано на рис. 10.

Рис. 10 DSCN1186 (700x525, 392Kb)

5) Вначале  повествования я написала фразу: “Перед выполнением узора нужно запомнить в каком положении бердо я закончила  последний ряд полотна”. На рис. 11 можно увидеть, для чего нужно внимательно следить, чтобы сохранялась правильная периодичность проходов уточной нитью . В нескольких рядах я сбилась (обводка красным цветом) и это стало ярко заметно на участке, со светлой долевой нитью. Светло-зеленым цветом показан участок  пройденный верно.

Рис. 11 DSCN1204-брак (700x509, 414Kb)

Итог работы шарфик длиной 1,2 м и шириной 24 см

Рис. 12   шарф2 (700x166, 195Kb)

Фрагменты:

Концы шарфика с узорами:

1) лицевая сторона:


DSCN1217 (700x499, 549Kb)

Изнанка:


DSCN1220 (700x437, 504Kb)

2) лицевая сторона

DSCN1219 (700x501, 539Kb)


Изнанка:


DSCN1221 (700x477, 526Kb)

Tags: мае фота, мои работы, мои фото, ткацтва, ткачество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments